Бесплатный SEO-аудит вашего сайта
Проверим сайт по 205 параметрам

Основные инструменты SEO - маркетинга

Продвинем ваш сайт
в поиске Яндекса и Google
Делюсь опытом развития digital-агентства: маркетинг, управление, личный опыт, цифры
Делюсь опытом развития digital-агентства:
маркетинг, управление, личный опыт, цифры
SEO-оптимизация — это совокупность действий, нацеленных на повышение позиций веб-ресурса в результатах выдачи поисковых систем. Эффективная поисковая оптимизация дает возможность улучшить коэффициент конверсии и повысить релевантность сайта. Для этого используются специализированные инструменты, которые помогают исследовать, улучшать и отслеживать результаты.
В данной статье мы расскажем про популярные инструменты SEO-маркетинга, которые позволят вам поднять вашу площадку на новый уровень. Также мы приведем примеры их использования, чтобы вы могли лучше понять, как их применять на практике.

Инструменты для поиска и анализа ключевых фраз

Ключевые фразы — это база SEO-стратегии. Они объединяют между собой то, что ищут люди в интернете, с контентом, который вы предлагаете. Грамотный подбор ключевых слов — это не просто галочка в списке задач, а трудоемкий процесс, требующий детального изучения вашей ЦА. Без тщательного исследования вы рискуете создать материал, который останется незамеченным поисковиками и, следовательно, не привлечет желаемого количества посетителей.
Рассмотрим наиболее популярные инструменты:
  • Yandex Wordstat. Бесплатный официальный инструмент от Яндекса. Yandex Wordstat показывает частоту поисковых запросов в Яндексе. Этот ресурс дает возможность подбирать важные для пользователей фразы с различными параметрами, в том числе учитывая их геолокацию. С 20 марта 2024 года пользователям стал доступен обновленный инструмент с расширенным функционалом: возможностью проанализировать данные по регионам, оценить популярность запроса в регионах, скачать полученную информацию в виде таблички. Околотематические запросы пользователей теперь находятся во вкладке «Похожие».
  • Яндекс Метрика. Собирает популярные запросы, по которым пользователи заходят на ресурс. Для каждого запроса можно увидеть, из какой поисковой системы произошел переход, и узнать его точную формулировку.
  • Яндекс Вебмастер. Помогает подобрать наиболее подходящие запросы по ключевому слову, найти околотематические запросы, определить наиболее удачные формулировки для продвижения конкретного бизнеса. Также с помощью этого сервиса можно проанализировать рынок: найти страницы, которые популярны у пользователей по этому запросу, изучить конкурентов и перенять их положительный опыт.
  • Букварикс. Дает возможность подобрать ключевые слова на основе базового словосочетания или домена сайте, собрать семантическое ядро и выяснить, по каким запросам конкуренты выходят в топ Яндекса или Google.
  • Топвизор. Помогает расширить семантическое ядро, собрав запросы сразу из трех поисковых систем — Яндекс, Google и Bing, подобрать LSI‑слова и удалить из запросов минус-фразы. Для подбора необходимо выбрать опцию «Подбор ключевых слов», указать нужные источники, регионы и при необходимости минус-фразы.
В Топвизоре на этапе сбора семантического ядра можно удалить минус-фразы, чтобы отобрать максимально релевантные запросы

Программы для исследования SEO конкурентов

Изучение конкурентов — это стратегическое исследование, позволяющее понять, какие ключевые фразы они используют, как оптимизируют свой контент и какие ссылки им помогают подняться в топе выдачи. Это дает ценную информацию об их преимуществах и недостатках, которую можно использовать в свою пользу.

Вот несколько сервисов, помогающих анализ других сайтов:
  • Spywords: этот сервис позволяет изучить трафик конкурентов, как в рекламных кампаниях, так и в органической выдаче. Он выявляет видимость конкретных страниц ваших конкурентов в результатах поиска, помогая найти перспективные темы для контента, основываясь на успешных стратегиях лидеров вашей ниши.
  • PR-CY: примените этот инструмент, чтобы вычленить популярные URL и домены из выдачи. Он поможет определить, какие методы применяют другие бизнесы, насколько их веб-ресурсы оптимизированы и насколько активно они работают в сообществах. Это дает прекрасную базу для коррекции собственной схемы. PR-CY позволяет проанализировать структуру их рекламных кампаний, ключевые фразы и ссылочную массу.
  • Topvisor: сервис, который дает возможность узнать, какие фразы используют ваши конкуренты, какие объявления они запускают и как их маркетинговая стратегия влияет на положение в поисковой выдаче. К примеру, если вы продвигаете мебель, Topvisor покажет, какие запросы генерируют больше всего трафика для ваших конкурентов.
  • Labrika: сервис изучает конкурентов из топ-10 по различным показателям, включая 33 коммерческих фактора, видимость и сниппеты. Здесь же вы получите советы по оптимизации сайта, узнав, какой объем текста предпочтителен, как часто встраивать ключевые фразы в названия, метатеги и текст, а также как применять анкоры.
  • SimilarWeb: Этот сервис дает полный анализ источников, из которых поступает трафик (органический, ссылочный, из соцсетей), показывает, на какие страницы чащу заходят посетители и какие ключевые фразы приносят наибольшее количество посетителей.


Возможности конкурентного анализа, предоставляемые ресурсом SimilarWeb

Сервисы для технического SEO

Улучшение технических параметров веб-ресурса для повышения его производительности — фундамент всего процесса, обеспечивающий доступность сайта для поисковых алгоритмов и, как следствие, для людей. Без настройки сайта под технические аспекты даже самый хороший текст не пробьется в топ выдачи. Проблемы, такие как медленная загрузка страниц, дублирующийся контент или битые ссылки, могут существенно навредить продвижению.

  • Яндекс Вебмастер. Сервис от Яндекс, который предоставляет ценные данные о качестве взаимодействия посетителей с ресурсом. Он мгновенно обнаруживает ошибки в индексации и прочие нюансы. Например, Яндекс Вебмастер незамедлительно сообщит о страницах, не индексируемых поисковиком, укажет, какова скорость открытия страниц, есть ли на сайте битые ссылки. Это дает возможность оперативно исправить ситуацию.
  • Screaming Frog SEO Spider. Отличный инструмент для анализа крупных веб-ресурсов, выявляющий неработающие линки, повторяющийся контент, ошибки в метатегах и прочие технические недочеты. Он особенно незаменим для интернет-магазинов с тысячами товаров, поскольку помогает быстро находить страницы, требующие оптимизации. Благодаря этому инструменту вы экономите ресурсы, затрачиваемые на ручное сканирование.
  • SiteAnalyzer. Проводит технический анализ сайта на 60 самых распространенных ошибок. Среди них — выявление дубликатов title, ошибок 404, изображений, превышающих заданный размер, цепочки редиректов. Также с помощью этого инструмента можно проверить индексацию страниц в Google и Яндекс.
  • Labrika. Быстро оценивает и обнаруживает все основные технические характеристики: дубликаты страниц и потерянные страницы, наличие клоакинга, склейку домена, посторонние теги в заголовках, редиректы, потерянные изображения и файлы, больше одного тега title и description и многое другое.


После проведения технического аудита все найденные ошибки программа Labrika распределяет по 4 группам в зависимости от степени значимости

Сервисы для сбора данных по улучшению контента

Уникальный и полезный текстовый контент помогает привлечь новых пользователей, которые ищут в интернете нужную для себя информацию, а это повышает шансы сайта на высокую позицию в результатах поиска.
Инструменты для оптимизации контента:
  • Главред. Помогает проанализировать текст по двум параметрам — на чистоту и читаемость. И тот, и другой оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. Проверка на чистоту выявляет слова в тексте, которые не несут никакой смысловой нагрузки; проверка на читаемость помогает упростить текст, удалив тяжелые для восприятия конструкции. В целом Главред дает возможность устранить типичные ошибки копирайтеров и сделать текст предельно информативным.
  • «Тургенев». Сервис, который оценивает текст по 5 параметрам, чтобы адаптировать его под алгоритм «Баден-Баден» — фильтр Яндекса, выявляющий переоптимизированные страницы. Чем ниже балл, которым сервис оценивает текст, тем меньше у него шансов быть выявленным «Баден-Баденом». Оценка выше 13 баллов считается критической. При наведение курсора после проверки на выделенные в тексте фрагменты можно увидеть подсказку сервиса, как улучшить фразу.
  • Advego. Сервис проверяет уникальность текста, оценивает его на классическую и академическую тошноту (количество и плотность повторов), количество уникальных слов, стоп-слов и ключевых фраз.
  • Яндекс Метрика. С помощью тепловой карты и карты кликов сервис дает возможность выявить уровень активности посетителей сайта: сделать выводы какой контент наиболее заинтересовал пользователей, что приводит их к целевым действиям и что между ними общего.
  • Текст.ру. Сервис, помогающий проверить текст на уникальность и выявить источники, с которых был сделан рерайт. Также инструмент анализирует текст на грамотность, выявляя орфографические ошибки, на заспамленность и воду.


Большинство агентств и копирайтеров проверяют тексты на сайте Текст.ру. Высокой считается уникальность от 95%, для рерайта допустима уникальность от 85%

Сервисы проверки гиперссылок

Обратные ссылки способствуют росту лояльности к ресурсу и повышению его видимости. Создание качественной ссылочной массы — задача трудоемкая, требующая значительных временных и ресурсных затрат.
Полезные инструменты:
  • Ahrefs. Дает возможность провести всестороннее исследование обратных гиперссылок. С его помощью можно получить данные о площадках, ссылающихся на веб-ресурс, определить самые востребованные страницы и спланировать SEO-стратегию. К примеру, изучение ссылочной массы коллег по рынку поможет выявить авторитетные ресурсы для размещения собственных ссылок.
  • Megaindex. Инструмент находит и анализирует ссылки, ведущие на ресурс, определяет их типы и тематику сайтов-конкурентов, на которых они размещены, перечисляет страницы, наиболее популярные в интернете. Также с помощью этого сервиса можно проанализировать исходящие ссылки.


Megaindex после проведения анализа предоставляет отчетность в виде таблиц, графиков и диаграмм, на которых отображаются любые важные для владельца ресурса характеристики гиперссылок

Сервисы для контроля за позициями ресурса в результатах поиска

Эти сервисы дают возможность оценить действенность продвижения и вносить корректировки. Это критически значимо в высококонкурентных сферах, в которых колебания происходят ежедневно.
  • Labrika. Этот инструмент автоматически и максимально точно определяет позиции ресурса по ключевым фразам и регионам для ПК и мобильных устройств. Отображает динамику позиций и может предоставить архивные данные.
  • Топвизор. Проверяет позиции в Яндексе, Google и других популярных ресурсах для любого региона и любого устройства. Предоставляет возможность сравнивать их с позициями конкурентов. Присылает на имейл подробные автоматические отчеты.
  • Seoplane. Сервис с интуитивно понятным интерфейсом, который подходит для неопытных пользователей. С его помощью можно получить актуальные данные о позициях ресурса в поисковых системах, а также какие именно страницы попадают в топ по тем или иным запросам.
  • Rush Analytics. Проверяет позиции ресурса в Яндекс и Google на десктопных и мобильных устройствах в любом регионе по всему миру и на любом языке. Отчеты о проверке сервис формирует автоматически.
  • PR-CY. Отслеживает позиции сайта в Яндекс и Google по регионам, ключевым фразам и целевым страницам. Дает возможности сравнить полученные данные с позициями конкурентов.


Сервисы для аналитики и отчетности

Анализ всех данных и подведение итогов — это финальный этап SEO-стратегии.

Какие сервисы в этом помогут:
  • Яндекс Метрика. Инструмент отслеживает поведение пользователя и собирает информацию: какие страницы сайта он посетил и через какой браузер, через какую поисковую систему или рекламу пришел, какой у него город/регион. Все данные сортируются, после чего система формирует отчет.
  • Yandex DataLens. Инструмент для бизнес-аналитики, с помощью которого можно отслеживать различные метрики напрямую из источников, получать визуализации полученной информации. Отчет можно использовать в качестве интерактивной презентации.
  • Calltouch. Платный инструмент для проведения базовой аналитики для малого и среднего бизнеса и сквозной аналитики для среднего бизнеса. Предоставляет отчеты за любый период, основные показатели выносит на дашборды.
  • Callibri. Интегрируется с 18 платформами, в числе которых Яндекс Метрика, ВКонтакте, Bitrix24, amoCRM и другие. Предоставляет инструменты сквозной аналитики, связывает данные по обращениям на сайте с данными CRM‑систем и рекламных платформ.
  • Google Analytics. Сервис для мониторинга трафика ресурса. Он дает данные о том, откуда зашли пользователи, как они взаимодействуют с разными разделами сайта и какие из них пользуются наибольшей популярностью. К примеру, если вы замечаете, что большинство посетителей покидают сайт после просмотра определенной страницы, это может сигнализировать о необходимости пересмотра контента или дизайна.


Коротко о важном

SEO-маркетинг представляет собой сложный и многогранный метод продвижения сайта, который включает в себя использование разнообразных сервисов от подбора ключевых фраз до анализа сайтов-конкурентов. Применяя упомянутые инструменты, вы сможете сделать свой веб-ресурс более заметным, увеличить объем посетителей, приходящих из поисковых систем.
Тем не менее стоит иметь в виду, что алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, конкуренция усиливается, и только те, кто готов постоянно улучшать свой веб-ресурс, смогут достичь долгосрочного успеха. Специалисты маркетингового агентства PrivateSEO владеют всеми вышеперечисленными инструментами SEO и помогут вам с продвижением вашего бизнеса. Обращайтесь!

Опубликовано: 06.03.2025
Получите бесплатный аудит сайта!
68% успешных SEO-стратегий используют ежеквартальный аудит. Узнайте, как увеличить поток лидов с вашего сайта!
Вам понравилась статья?
3,5k
Telegram-канал с более чем 3500 подписчиков и YouTube-канал с более чем 50 000 просмотров — присоединяйтесь!
Свяжитесь с нами
Если хотите аналогичные результаты. Рост продаж и гибкий подход гарантируем
Заполните заявку, мы перезвоним вам, обсудим детали, подготовим индивидуальное коммерческое предложение

Полезная информация

[блог]