Оптимизация сайта — это набор действий, которые делают сайт видимым для поисковых роботов и удобным для людей, вышедших в интернет.
Это не только про попадание в топ поисковой выдачи, но и про то, чтобы посетители задерживались на сайте, находили важную информацию и становились клиентами. В этом материале разберем подробнее, что такое оптимизация, что в нее входит и какие задачи бизнеса она решает. Внизу — краткий чек-лист для экспресс-проверки сайта.
Оптимизация сайта — что это
SEO, или Search Engine Optimization — сильный инструментарий для продвижения. Он дает возможность сайту появляться в результатах поиска по тематическим запросам. Включает сбор, кластеризацию и использование ключевых слов, техническую настройку, доработку интерфейса для удобства пользователей, аналитику и улучшения. Это необходимо для того, чтобы, когда человек ищет компанию по ремонту квартир в Москве, на первых позициях в поисковой выдаче был ваш сайт — если вы занимаетесь именно ремонтом.
Выдача по этой теме многостраничная, но пользователь не пойдет дальше первой (скриншот автора)
На оптимизацию сайта можно посмотреть с двух мало пересекающихся точек зрения — поисковиков и обычных пользователей.
На оптимизацию сайта можно посмотреть с двух мало пересекающихся точек зрения — поисковиков и обычных пользователей. Поисковые роботы детально и въедливо анализируют сайты, чтобы понять, насколько они отвечают запросам пользователей. Задача оптимизации — помочь роботам понять сайт, считать с него информацию. Затем правильно проиндексировать его, оценить тематику, скорость загрузки, адаптивность, безопасность и другие технические параметры.
Но чтобы приносить реальную пользу, сайт должен быть полезным и комфортным для живых людей. Значит, на сайте должен присутствовать контент высокого качества, очевидная навигация, удобная система поиска и легкий дизайн. А еще актуальный прайс и возможность быстрого доступа к нужной информации — например, о гарантиях, возврате или доставке. Оптимизация сайта — стратегия, которая объединяет технологии и потребности людей. Такой подход помогает сделать сайт по-настоящему эффективным инструментом для достижения бизнес-целей. Оптимизированный сайт сумеет оказаться в зоне видимости людей, заинтересовать и удержать их.
Почему оптимизация сайта нужна и какие задачи решает
Видимость в поиске. Глобальная задача — вывод сайта в топ тематической выдачи в Яндексе и Google. Если сайт не в топе поисковой выдачи, его просто не увидят. Поскольку поисковые системы — основной источник трафика для большинства бизнесов, то это значит, что трафик на сайт будет минимальным. Привлечение целевой аудитории. Оптимизация помогает привлекать не просто посетителей, а тех, кто заинтересован в услугах или товарах и ищет их здесь и сейчас. Если сайт локального салона красоты оптимизирован под запросы «маникюр рядом», «окрашивание волос на Ленина цена», «салон красоты скидки на Ленина», он привлечет людей, которые живут недалеко, — и будет в выигрыше.
Вряд ли кто-то готов ехать на маникюр через весь город. Даже если маникюр хорош (источник: wowpricha.ru)
Укрепление репутации бренда. Современный, удобный, информативный сайт полезен для бизнеса. Если он выглядит профессионально, быстро загружается и дает людям полезную информацию в удобном формате, это повышает доверие к компании в целом. Снижение затрат на рекламу. Органический условно-бесплатный трафик из поиска — это грамотное вложение средств бизнеса. Это не контекстная реклама, которая «выключает» трафик сразу же, как закончился бюджет рекламной кампании. Поисковая оптимизация работает длительное время и не требует постоянных серьезных рекламных бюджетов. Улучшение конверсии. Даже если трафик есть, но посетители не становятся клиентами, это проблема. Оптимизация помогает сделать сайт удобным, зацепить людей, удержать их, конвертировать и в итоге повысить продажи. Приспособления к изменениям. Яндекс и Google постоянно меняют и совершенствуют алгоритмы, чтобы давать интернет-серферам максимум пользы. Например, Яндекс делает ставку на персонализацию — формирует выдачу по большей части персонально под пользователя. Из-за этого непросто просчитать и предсказать, на какое место в выдаче попадет сайт. Но зато при наполнении его полезным, грамотным, актуальным контентом можно точнее попасть в целевую аудиторию и получить заинтересованный качественный трафик. Если над контентом не работать, сайт в выдаче просядет — оптимизация помогает ему оставаться в поле зрения.
Направления оптимизации сайта
Всю работу по оптимизации можно разделить на несколько значимых направлений, где каждое играет важную роль в достижении конечной цели. Вот эти направления:
SEO-оптимизация
Семантика. Это словосочетания, по которым пользователи ищут товары или услуги. Например, для магазина меда это могут быть «купить мед в Москве» или «натуральный мед с доставкой».
«Важно понимать - семантика это фундамент для продвижения сайта. Если мы знаем по каким запросам пользователи могут к нам попасть, мы уже чуть ближе к тому, чтобы сайт стал выше в Поиске».
Эдуард Трубченинов
Основатель и руководитель PrivateSEO, эксперт РБК
С такими ключевыми словами вы попадете в тематическую выдачу (скриншот автора)
Метатеги
Заголовок (title) и описание (description) страницы — элементы, которые пользователь видит в поисковой выдаче. Они должны быть четкими, информативными, с включением тематических слов.
Метатеги — первое, что видит человек в поисковой выдаче. Это ваш первый месседж, и он должен быть вовлекающим (скриншот автора)
Качественный контент. Полезные статьи, информативные и подробные описания товаров, ответы на вопросы (они же FAQ) — все это помогает удерживать и возвращать пользователей. И одновременно укрепляет позиции сайта в выдаче на поиске. Внутренние ссылки. Перелинковка помогает пользователям находить нужную информацию, а поисковым системам — лучше понимать структуру сайта. Поэтому в статьи желательно добавлять ссылки на услуги и кейсы, а в описание товаров — ссылки на полезные обзоры, разборы или инструкции по использованию продукта.
Так, человек читает статью о выборе беговых кроссовок и тут же может перейти в нужную категорию каталога. Это удобно (скриншот автора)
Внешние ссылки, или ссылочный профиль сайта. Это рекомендации от сторонних ресурсов — каталогов, онлайн-журналов, тематических площадок, где размещают ссылки на сайт. Чем выше авторитетность и уже тематика стороннего ресурса — тем больше и вес размещенной в нем ссылки. Еще поисковые системы позитивно оценивают ссылки на сайт из социальных сетей. Ссылки с сомнительных ресурсов, вроде «Каталога обо всем на свете», не только не помогут, но и навредят.
Техническая оптимизация
Это про все, что у сайта «под капотом». И это критично важная история.
Технические ошибки могут свести все усилия к нулю (скриншот автора)
Адаптивность. Сайт должен корректно отображаться на всех устройствах, особенно на мобильных, так как их используют для серфинга в интернете все активнее.
Безопасность. HTTPS, защита от DDoS-атак и регулярные обновления CMS — это must-have для любого сайта. Это не только защита данных пользователей, но и в целом доверие к бренду.
Если сайт еще не перешел на защищенный протокол, антивирусная система будет стараться не допустить, чтобы человек его открыл(источник: https://sun9-71.userapi.com)
Пользовательский опыт
Пользовательский опыт — то, что делает сайт не просто видимым, а полезным и дружелюбным. Что влияет на пользовательский опыт: Удобство навигации. Человек должен быстро находить нужную информацию, а не тратить на это по 10–20 минут. Логичное меню, работающий внутренний поиск, четкие категории и «хлебные крошки» для легкого возвращения — это основа. Дизайн. Он должен быть не только красивым и современным, но и функциональным. Крупные кнопки, понятные читабельные шрифты, минимум лишних элементов, неперегруженность и воздух — люди это оценят.
Выбирайте шрифты, которые легко читать (источник: https://art-nto.ru/)
Минимализм. Чем проще (внешне) устроен сайт, тем лучше. Пользователи позитивно воспринимают, когда все необходимое находится в одном клике — краткое и развернутое описание, технические характеристики, цена, возможность закинуть товар в корзину. Каждый дополнительный клик — это потеря конверсии.
Аналитика и доработки
Оптимизация сайта — это постоянный процесс. Важно регулярно анализировать, что работает, а что нет, а для этого необходимо понимать, как поисковая система видит сайт. Основной инструмент, который помогает это понять, — Яндекс Вебмастер. Он покажет, какие технические ошибки есть на сайте, почему он может терять трафик или позиции в поисковой выдаче. Инструмент бесплатный и очень полезный. Дополнит картину Яндекс Метрика, еще один бесплатный сильный инструмент от Яндекса. Он расскажет о целевой аудитории — покажет пол и возраст посетителей сайта, их географию. И даже то с каких устройств они выходят в интернет, сколько времени проводят на сайте, возвращаются ли.
Также здесь можно посмотреть источники трафика и последние ключевые фразы, по которым пользователи заходили на сайт (Источник: скриншот автора)
Аналитика поможет:
Выявить слабые места. Если пользователи часто уходят с определенной страницы, возможно, она перегружена информацией.
Улучшить контент и доработать товарную матрицу. Аналитика покажет, какие статьи или товары наиболее популярны, а какие нет.
Сделать позитивнее пользовательский опыт. Если вы заметили, что пользователи часто ищут информацию о доставке, но не могут ее найти — добавьте раздел «Доставка и оплата» в главное меню, и количество обращений в поддержку снизится. А количество продаж, возможно, подрастет.
Что касается работы над ошибками, здесь все просто: выявили недочет – значит, нужно его устранять. Если не махать рукой на ошибки, а исправлять их, то позитивный результат от оптимизации сайта точно будет.
Чек-лист: когда сайту нужна оптимизация
Как понять, что с сайтом пора что-то делать — актуализировать, дорабатывать, менять? Вот признаки проблем:
Низкие позиции в поиске. Если сайт не в топ-20 по ключевым запросам, это сигнал к действию.
Высокий показатель отказов. Пользователи заходят и сразу уходят? Возможно, сайт неудобен или не отвечает их запросам.
Медленная загрузка. Страницы грузятся дольше 3 секунд? — Это критично.
Отсутствие мобильной версии.Больше 60% трафика сегодня приходит с мобильных устройств.
Низкая конверсия. Много посетителей, но мало заказов? Возможно, проблема в навигации или в неработающих формах — нужно разбираться.
Устаревший контент. Если информация на сайте не обновлялась годами, это отпугивает и пользователей, и поисковые системы.
Оптимизация сайта — стратегия, которая помогает бизнесу расти, привлекать новых покупателей и укреплять репутацию. Оптимизация выводит ресурс в топ поисковой выдачи, где его увидят тысячи, делает его удобным для людей и понятным для поисковых систем.
С грамотно оптимизированным сайтом можно резать рекламные бюджеты и получать больше условно-бесплатного трафика из поиска.
Современный и удобный сайт вызывает доверие — это влияет на конверсию.
Если сайт не оптимизирован, вы теряете трафик и потенциальных клиентов. Начните менять ситуацию с анализа текущего состояния сайта, определите слабые места и постепенно их устраняйте. И помните, что даже небольшие улучшения могут заметно повлиять на позиции сайта в поисковой выдаче.
А если вы готовы делегировать непростую задачу оптимизации сайта — приходите к нам, в агентство PrivateSEO. Возьмем на себя заботы и ответственность, вам останется только пожинать плоды, видя сайт в топе по тематической выдаче и радуясь хорошей конверсии.